«

»

Авг 28

«Как сквозь землю провалиться» и «провалиться в тартарары»

Значение и происхождение выражений «как сквозь землю провалиться» и «провалиться в тартарары»

Оба выражения имеют одно и то же значение; обстоятельства, при которых употребляют эти выражения, тоже во многом схожи, но вот их происхождение различно. Чаще, конечно, используется выражение «как сквозь землю провалиться» как в разговорной речи, так и в литературе. С него и начнем.

Значение и происхождение фразеологизма «как сквозь землю провалиться»

фото: кратерВыражение «сквозь землю провалиться», как, впрочем, и «провалиться в тартарары» связывают с преисподней. С давних пор считалось, что ад в представлении религии это место, куда попадает грешный человек после смерти и находится он где-то глубоко-глубоко под землей. Поэтому ад у людей ассоциировался с подземным царством. Доказательством тому служат слова из «Ветхого Завета»:

«16:31. Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;

16:32. и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;

16:33. и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества».

«Библия», «Ветхий Завет», «Книга Числа».

Вследствие этого, выражение «сквозь землю провалиться» в прямом значении имело смысл — попадание в ад, то есть потеряться, пропасть, бесследно исчезнуть.

А вот употребляется фразеологизм «как сквозь землю провалиться» при разных обстоятельствах, поэтому имеет несколько значений.

1. Первое связано с бесследным исчезновением или потерей кого-то или чего-то и шансы на нахождение пропажи ничтожны малы. В этом случае синонимом рассматриваемого выражения будет фразеологизм «как в воду канул».

«Мирон ушел осенью в тайгу… Ушел и не пришел, как сквозь землю провалился».

В.Г.Распутин (1937-2015 гг.), «Прощание с матерой», 1976 г.

«Я все перебрал и дома и во дворе – нож как сквозь землю провалился».

В.А.Каверин (1902-1989 гг.), «Два капитана», 1938-1944 гг.

«Куда запропастилась Клава? Как… будто провалилась сквозь землю – нигде он ее так и не увидел».

В.В.Быков (1924-2003 гг.), «Волчья стая», 1975 г.

«Беглого только не отыскали, словно сквозь землю провалился».

А.К.Толстой (1817-1875 гг.), «Посадник», 1871 г.

2. Второе значение фразеологизма связано с наиглубочайшим чувством стыда, испытываемое раскаивающимся человеком за содеянное. Ведь каждый из нас совершал поступок, за который потом было очень стыдно, так, что хоть «сквозь землю проваливайся». Угрызения совести настолько сильны, что человек готов сам себя наказать.

«Все взгляды обратились на нас с любопытством или сожалением. Мы рады были бы провалиться сквозь землю, но уйти было некуда».

В.Г.Короленко (1853-1921 гг.), «Парадокс», 1894 г.

«Мне самому совестно, рад сквозь землю провалиться».

А.П.Чехов (1860-1904 гг.), «Иванов», 1887 г.

«Григорий Данилович увидал даму… Бедная жертва своего легкомыслия и страсти к нарядам, обманутая фирмой… Фагота, мечтала только об одном — провалиться сквозь землю».

М.А.Булгаков (1891-1940 гг.), «Мастер и Маргарита», 1929-1940 гг.

3. Еще это выражение используется человеком в виде аргумента своей стопроцентной правдивости и кристальной честности, доказывая свою состоятельность в том или ином спорном вопросе. Своего рода клятва в подтверждение сказанного или сделанного.

«Кто разболтал Аксену про мерина, а? — кто?… Говори, через кого, коли не через тебя, лошадь отошла от двора моего?.. — Слушай, Карп Иваныч, — снова скороговоркой начал Федот, — провалиться мне на этом месте, отсохни мои руки, лопни мои глаза… — Молчи, бесстыжий! Не божись лучше».

Д.В.Григорович (1822-1900 гг.), «Пахатник и бархатник», 1860 г.

4. Иногда в минуту огромной ненависти к кому-то человек может проклясть предмет своего гнева выражением, посылая его прямо в ад:

«Да чтоб тебе сквозь землю провалиться».

 

Значение и происхождение фразеологизма «провалиться в тартарары»

Как мы уже говорили, слово «тартарары» означает преисподнюю, а выражение «провалиться в тартарары» имеет тоже значение, что и фразеологизм «сквозь землю провалиться» — попасть в ад, а значит исчезнуть навсегда.

фото: тартарарыЧто касается происхождения, то выражение «провалиться в тартарары» берет свое начало из мифологии Древней Греции. Это выражение связывают с Тартаром. Первое описание этому мрачному месту дал древнегреческий поэт Гесиод, живший в 8-ом-7-ом веке до нашей эры, в сочинении «Теогония», где рассказывается о появлении мира и происхождении богов.

Тартар считался царством бога смерти Танатоса и богини мрака Никты. По словам Гесиода, Тартар представлял собой находящуюся внутри Земли темную бездну, настолько удаленную от поверхности Земли, насколько Земля удалена от Неба. Глубину Тартара Гесиод сравнивает со временем, которое требуется, чтобы достичь дна Тартара.

Для этого он использовал медную наковальню, которую тот швырял в Тартар. Уж не знаю, почему именно наковальня участвовала в этом «научном эксперименте» и как Гесиод его ставил, но результат следующий – наковальня достигла дна Тартара спустя 9-ть дней. Тартар окружали три слоя беспроглядного мрака и медная стена с железными воротами.

Именно  в Тартар Зевс отправил низвергнутых им Кроноса и других титанов, обрекая их на страдания до скончания веков. Даже боги боялись оказаться в столь жутком и мрачном месте, из которого нет выхода.

Поначалу древние греки никак не связывали Тартар и подземное царство мертвых Аид. Однако позднее Тартар стал рассматриваться как наиболее удаленное место в Аиде, то есть, стал его частью. Туда разгневанные боги стали отправлять особо дерзких грешников. Например, завсегдатаями Тартара стали Сизиф, Салмоней, Тантал. Об этом свидетельствует древнеримский поэт Вергилий (70-19 гг. до н.э.) в «Энеиде» и древнегреческий поэт Гомер в «Одиссеи». В дальнейшем Тартар окончательно вошел в состав царства мертвых в качестве худшего места для грешников.

Отсюда выражение «провалиться в Тартар», а затем и фразеологизм «провалиться в тартарары» стали ассоциироваться с бесследным исчезновением.

Существует еще одна версия, которая появилась совсем недавно. Связана она с великой страной Тартарией, о которой многие услышали всего несколько лет назад. Почему о ней не вспоминали раньше — не понятно.

А история такая. Якобы, во время крещения Руси часть людей не захотели принять новую веру и стали оседать на территории Сибири. Страну эту прозвали Тартария – страна детей Тарха и Тары, то есть, татары. Они то и стали совершать набеги на близлежащие государства, а никаких монголо-татар не было и, соответственно, ига. Это оказывается, татары из Тартарии 300 лет правили на всем Востоке. А историю Руси переписали во времена Петра Первого. Но эта уже другая история. Затем Тартария развалилась благодаря усилиям Московии и Китая, и «провалилась в тартарары», унося с собой память о великом некогда государстве.

Сведения о Тартарии можно найти в словарях, записках путешественников и географических атласах Западной Европы. К тому же их не так уж много и они противоречивы. Поэтому, к достоверности этих данных стоит относиться очень осторожно.

Первые упоминания о Тартарии в Западной Европе датируются 12-ым-13-ым веком и прослеживаются до 19-го века. Причем, границы Тартарии в разные века имеют разные контуры, но все они находятся на территории современной России, и простираются от Каспийского моря до Тихого океана.

Сам термин «Тартария», скорее всего, появился благодаря всё тому же Тартару из мифов Древней Греции. Мол, восточные земли находятся на очень удаленном расстоянии от Европы, поэтому и был выбран термин созвучный Тартару.

Синонимами являются фразеологизмы «кануть в Лету» и «как в воду кануть».

«- Чтобы провалиться тебе, дьяволице, в тартары тартаринские, на муки вечные!».

А.Ф.Писемский (1821-1881 гг.), «Горькая судьбина», 1863 г.

«Цены спускают!? Эк что вздумали… Сквозь бы землю им в тар-тара-ры провалиться…».

П.И.Мельников-Печерский (1819-1883 гг.), «В горах», 1881 г.

«Провалиться в тартарары, коли меня здесь увидите!».

А.Н.Островский (1823-1886 гг.), «Свои люди – сочтемся», 1850 г.

«Сапожник рассказывал, как являлся к нему мертвец и хотел утащить его едва ли не в тартарары».

Н.Г.Помяловский (1835-1863 гг.), «Очерки бурсы», 1862-1863 гг.

«Пусть земля провалится в тартарары!».

А.П.Чехов (1860-1904), «Дом с мезонином», 1896 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>